Архитектурная мастерская

  •   ru
  • | en

ВОССОЗДАНИЕ ИНТЕРЬЕРА ХРАМА СВ. ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ

Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 17

2009—2011

Архитекторы: Кирилл Яковлев (руководитель), Антон Фирсов

Художественная мастерская «Образ»

Художники: Андрей Бурлаков (руководитель), Андрей Козлов, Станислав Николаев, Федор Олевский, Анна Лаевская, Артем Бобрик, Иван Александров, Игорь Васильянов, Александр Бурлаков

 

 

До описываемой реконструкции семинарский храм Св. Иоанна Богослова неоднократно менял свой облик на протяжении ХХ века. После закрытия церкви в 1918 г. ее отделка была полностью утрачена (здесь размещалась школа). В 1946 г. храм был вновь открыт в составе возрожденной Духовной Академии. Новый интерьер был сделан в 1955 году по проекту Специальных научно-производственных реставрационных мастерских: это была совершенно самостоятельная работа, не опиравшаяся на изображения XIX века. При этом взамен утраченного иконостаса в семинарский храм был перенесен иконостас рубежа XVIII-XIX вв. из закрытой Никольской церкви в селе Пельгора Тосненского района. 

Дополнения в алтарной стенописи были сделаны на рубеже 1960-1970 годов.

Следующий вариант росписи храма был осуществлен в 2006-2008 гг. группой монументалистов под руководством московского иконописца А. Яблочкина в византийском стиле. 

Наконец, нынешняя реконструкция семинарского храма была предпринята в 2009—2011 гг. по решению патриарха Кирилла с целью приблизить облик храма к варианту 1970-х годов. При этом новый проект не подразумевал буквальное воссоздание: отдельные фрагменты композиции были упрощены (живописные панно заменены орнаментальными, гризайльной технике), а фигуративные изображения стали более профессиональными и приближенными к академической стилистике. В цветовом отношении приходилось во многом опираться на воспоминания современников, поскольку фотографий прежнего семинарского храма сохранилось мало. Изначально было решено максимально высветлить колорит для визуального расширения помещения и придания ему большей легкости и нарядности.

Проект живописных работ включал масляную (фигуративную) и силикатно-темперную (альфрейную) роспись алтарной стены и конхи, стен и потолка молельного зала, а также написание четырех икон напротив алтаря. 

Алтарная запрестольная композиция представляет собой Деисус с предстоящими, в число которых вошли новопрославленные святые ХХ века. В конхе – медальон с изображением Святого Духа, парящего в облаках, в центре ампирной орнаментальной композиции. 

Плафон молельного зала разделен декоративными поясами на три главных и шесть боковых членений: в последних помещены изображения ветхозаветных пророков, в двух центральных – орнаментальные композиции, а в третьем, над алтарем, – Христос благословляющий.

Над алтарной конхой помещена роспись «Поклонение ангелов Кресту», напротив, на западной стене – композиция «Закон и Благодать», также с двумя фигурами ангелов. Все изображения были предварительно написаны на холсте, а затем наклеены на стены.

 

Главной задачей коллектива, который курировал председатель архитектурно-художественной комиссии Санкт-Петербургской епархии игумен Александр (Федоров), было достижение стилевого единства: помимо росписи стен и потолка по эскизам К. Яковлева и А. Бурлакова были сделаны киоты, аналои, пюпитры и витражные окна, характерные для интерьеров конца XIX века. В результате храм приобрел искомый «петербургский» облик – несколько холодный, строгий и торжественный.

<< назад