«Каменных дел мастер Самсон Суханов»

Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 250-летию архитектора А.Н. Воронихина (1759-1814)

Автор: К.В. Яковлев

28-30 октября 2009 г. СПб, 2010 г.

Выдающимся зодчим, строителям нашего города посвящено множество монографий, научных изданий, исследований. В музеях находятся проекты и изображения построенных ими зданий. Архитектурная графика передаёт неповторимый творческий стиль их мастерства. Экскурсоводы перечисляют имена зодчих, создателей красивейших ансамблей Санкт-Петербурга.

Но остаются безликими простые мастеровые, дававшие жизнь их творческой воле. Кем же были эти люди, ведь именно без их труда, нередко физически тяжелого, не могли получить окончательного воплощения многие художественные замыслы эпохи классицизма.

Об одном из этих мастеровых, петербургском каменотесе — каменных или колонных дел мастере как его еще называли Самсоне Ксенофонтовиче Суханове хочется упомянуть особо. Деятельность Самсона Суханова напрямую связана с созданием парадного облика Петербурга с его ансамблями, набережными и многочисленными изваяниями античных богов и героев. Первым биографом С.К. Суханова был один из образованнейших людей своего времени Павел Петрович Свиньин (1787 — 1839). В первом номере своих «Отечественных записок» он написал восторженную статью о Суханове, «Приключения Суханова, русского природного ваятеля». По мнению Свиньина только одни гранитные колонны Казанского собора и гранитный пьедестал памятника Минину и Пожарскому в Москве были бы достаточны для запечатления имени Суханова в памяти потомков. Позже историю жизни Суханова подробно изучали Николай Федорович Хомутецкий (1905 -1973) — профессор, доктор искусствоведения. Николай Петрович Борисов (1908 -1992) — профессор Ленинградского кораблестроительного института, Павел Григорьевич Зашихин (1905 -1992) — краевед города Красноборска Архангельской области. В 1978 г. Борисов и Зашихин опубликовали совместный очерк «Самсон Суханов — каменных дел мастер». Не так давно в 2003 г. Владимиром Мироновичем Рубаном был опубликован труд «Баболовский дворец и творения мастера Суханова.

О жизни Самсона Суханова, наверно можно было бы написать целый роман. Настолько удивителен был его жизненный путь. Родился он в 1769 году в деревне Завотежице, около села Красноборска (ныне Архангельская область). Многое испробовал он в своей жизни. Когда ему исполнилось 9 лет, родители заболели, и он вынужден был идти «по милостыню». Подростком Самсон уходит в бурлаки на Волгу, а затем на Северную двину. В 1783 году нанимается матросом и уходит в далекое плавание на Шпицберген, на промысел зверя, где совсем случайно избегает гибели. На всю жизнь на его лице останется шрам, след от его встречи с белым медведем.

Не дюжий характер Суханова — этого русского самородка замечательно передает его портрет написанный Василием Андреевичем Тропининым. Портрет этот был приобретен известным московским колекционером Ф.И. Вишневским в 1967 г. у некоей московской актрисы В.П. Таманцевой. Портрет датируется 1823 г. Самсон Суханов изображен на полотне в наилучший момент своей титанической деятельности, когда позади было строительство Казанского собора, Стрелки Васильевского острова, Горного института, а впереди ожидало сооружение Исаакиевского собора и Александровской колонны. Сейчас портрет хранится в музее В.А. Тропинина и московских художников.

Деятельность Суханова, как мастера каменщика начинается, примерно с 1798 г. , когда он приходит в Петербург с купеческим обозом и поступает на работу к брату жены — подрядчику Григорию Копылову — работавшему на строительстве Михайловского замка. Большой трудовой и жизненный опыт, желание постичь новую интересную область — каменных строительных работ, — помогли освоить быстро и хорошо новую профессию. Постепенно Самсон становится лучшим мастером по выломке, обработке, полировке и ваянию из мрамора и гранита.

По окончании строительства Михайловского замка и выполнения нескольких подрядных работ в Петергофе и Стрельне Суханов переходит на строительство Казанского собора к архитектору А. Н. Воронихину. К этому времени он формирует свою артель каменщиков «с начала строения церкви находился при оной по части каменных дел приказчиком до 1809 г.» Артели Суханова было поручено возведение выходящей на Невский проспект колоннады из 138 колонн. Однако больше всего Суханов отличился при работе над великолепной гранитной колоннадой (из 56 колонн) внутри храма. Для сооружения гранитных колонн Сухановым был придуман новый метод, который позволял откалывать на каменоломнях с помощью клиньев и рычагов, огромные глыбы камня. Будущий декабрист Николай Бестужев впоследствии в журнале «Сын отечества» напишет: «Суханов одним опытом… выдумал способ раскалывать клиньями целые горы, как будто дерево». А издатель журнала «Отечественные записки» Павел Петрович Свиньин отзовется о вологодском самородке еще более восторженно: «…Вероятно, петербургские жители не преминут воспользоваться сим важным открытием, и столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создали град сей. Честь и слава Суханову!» За выполнение работ по изготовлению царского места Суханов получил золотую медаль на красной ленте с надписью «За усердие».

В 1807 году Суханов со своей артелью взял подряд на строительство, полукруглой набережной на Стрелке Васильевского острова с пологими спусками к воде и гранитными стенками. Лестницами к воде с тумбами и каменными шарами на них А также цоколь под колоннаду здания биржи и две большие скульптурные группы на восточном и западном аттиках. Собственноручно Сухановым были выполнены аллегоричесие статуи для ростральных колонн по моделям скульпторов Ж. Тибо и И. Камберлена. Поэт К. Н. Батюшков в своей «Прогулке в Академию художеств» восхищался: «Посмотрите на Васильевский остров, образующий треугольник, украшенный Биржей, ростральными колоннами и гранитной набережной, с прекрасными спусками и лестницами к воде. Как величественна и прекрасна эта часть города…» За строительство ростральных колонн и украшений Стрелки Суханов награжден дорогим царским кафтаном.

В то же время Суханов берет подряд на строительство Горного института. Воронихин поручил ему вырубку, отделку и установку 12-ти колонн из пудожского камня для портика. Скульптурные композиции у главного портика выполнены также лично Сухановым по моделям скульпторов В.И. Демут-Малиновского и С.С. Пименова.

Вместе с Воронихиным Суханов работал в Павловске при сооружении моста у Пиль-башни, и в Стрельне при строительстве каменной терассы.

При постройке здания Адмиралтейства Суханов получил заказ на изготовление 28 колонн для установки их вокруг башни, а также изготовление 28 аллегорических скульптур на башне, статуй полководцев античности: Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахиллеса на углах аттика, композиций — нимфы, несущие земную сферу по моделям скульптора Ф. Щедрина.

С 1811 г. по 1817 г. по заказу А.А. Бетанкура артель Суханова трудилась над изготовлением уникальной ванны, прозванной впоследствии «царь ванной» для Баболовского дворца в Царском Селе. Ванна весом в 48 тонн, диаметром 533 см, глубиной 152 см и высотой 196 см емкостью «в 8000 ведер воды» была вырублена из цельного куска красного гранита. Самсоном Сухановым также были выполнены ванны для Петерговского дворца, Зимнего двоца, Александровского дворца.

В 1817—1819 гг. Суханов участвует в строительстве дома Лобанова Ростовского, здесь он познакомился с архитектором Огюстом Монфераном.

26 июля 1819 года состоялась закладка Исаакиевского собора. Суханову поручили изготовление 48 колонн для портиков и 24 колонны для подкупольного барабана. К этому времени артель Суханова насчитывала 270 каменотесов. В журнале «Сын Отечества» за 1820 год Бестужев писал: «Мы ищем удивительных вещей в чужих краях, с жадностью читаем древние истории, повествующие нам о исполинских подвигах тогдашней архитектуры, за каждой строкой восклицаем: «Чудно!», «Неимоверно!» — проходим мимо сих чудных неимоверных колонн… ».

В 1834 году Суханов снова удивил своим мастерством не только жителей Петербурга, но и иностранных специалистов. 30 августа петербуржцы восторженно следили за установкой на Дворцовой площади колоссальной гранитной Александровской колонны — самой большой в мире — памятника Отечественной войне 1812 года. Эта колонна затмила собой знаменитые колонны Рима, Парижа, уступающие Александровской по величине и сделанные из отдельных блоков.

Следует отметить, что всего для Петербурга Сухановым и его помощниками построено более 30 сооружений, выполнена облицовка гранитом Крюкова канала, сооружение Синего моста и гранитных опор для других мостов.

К середине XIX в. у артели Суханова резко сократились заказы. На Ладожском озере попала в шторм и пошла ко дну баржа, на которой он перевозил в Петербург гранит для пьедесталов памятников Кутузову и Барклаю де Толли. Чтобы оплатить стоимость баржи с гранитом, и неустойку по договору на создание пьедесталов Суханову пришлось расстаться с имуществом, его продали с молотка. В одном из архивов проф. Н. Хомутецкий обнаружил документ о последних годах жизни мастера. В этом документе Суханов дает правдивое описание своих работ, просит царя помочь выпутаться из того нищенского состояния в которое попал: «Верою и правдою более 35 лет трудился я постоянно с вероподданным бескорыстием, с соблюдением значительной пользы… Сей труд мой увенчан счастливейшим успехом для славы России… Не корысть, а любовь к Отечеству… порождали во мне… ревностное желание превзойти иноземцев…»

Далее следует перечисление работ, а затем: «Государь! Я уже стар и ожидаю вскоре предстать на суд царя небесного… Все, что изложено, совершенная истина. Истина и то, что я не имею насущного хлеба, но для прокормления моего семейства вынужден нищетою к недостойному поступку: я заложил и все остальное достояние мое, заключающееся во всемилостивейше пожалованных мне золотой медали и кафтана…

Милостивый Государь! Обрати свое око на страдальческий нищенский быт мой…. Велением Твоим укажи выдать мне для насущного питания моего семейства, всемилостивейшее вспоможение».

Но… ни на самом прошении, ни в деле — нигде не обнаружено никаких следов и даже намека на то, что по этому прошению было бы что-нибудь принято. Разорившись Суханов утратил купеческое звание, лишился собственного дома на набережной Пряжки, 50.

Не известен ни год смерти ваятеля, ни место,где он был похорнен. Но могучим памятником труда Самсона Суханова и его безвестным артельным вологодским мастерам стал сам Петербург с его лесом каменных колонн, с его величественными статуями античных богов и героев.

На Родине Самсона Суханова в деревне Завотежица на реке Евде сохранилась церковь Вознесения построенная 1829 г. на средства Суханова, предположительно по проекту Воронихина.

Хочется надеется, что титанический труд Самсона Суханова будет отмечен в скором времени достойным ему архитектурным памятником.

<< назад