Что скрывает старый храм?

Исследование архитектурных памятников прошлого часто вызывает больше вопросов, чем дает ответов, но это помогает раскрыть истинную историческую ценность, скрытую за неприметным фасадом. Так произошло с храмом святого Николая Чудотворца в деревне Пельгора Тосненского района Ленинградской области.

В 2012 году к нам в «Тектонику» обратилась местная жительница Елена Йотченко, которая на личные средства создала фонд для восстановления церкви, построенной в 1800 году. Она поручила нам разработать комплексный эскизный план реставрации. Уже при составлении исторической справки, необходимой для такой масштабной работы, мы столкнулись с загадками.

Существует информация, что церковь была возведена на средства обер-прокурора Сената и тайного сановника Петра Неклюдова, однако нет данных о её архитекторе. Это странно, учитывая высокий статус Неклюдова, приближенного к императорскому двору. Более того, архивы не содержат данных о самом заказчике, так как к началу строительства Петр Неклюдов и его жена Елизавета уже скончались, оставив семерых несовершеннолетних детей.

Эти загадки подчеркивают важность вопроса об архитекторе. Наши исследования показали интересные исторические связи. Например, ближайшим другом Неклюдова был Гавриил Державин, который после его смерти стал опекуном детей Неклюдова. Можно предположить, что именно он заказал строительство церкви в имении Неклюдова. Еще одним другом Державина был выдающийся архитектор Николай Львов. Хотя нет данных, что Неклюдов знал Львова, обстоятельства указывают на их возможное знакомство.

Есть вероятность, что проект церкви принадлежит Львову, автору знаменитой усадьбы Державина на Фонтанке. Однако, при беглом осмотре, храм в Пельгоре не напоминает другие работы Львова. Но наши обмеры выявили особенности, которые подтверждают эту версию. Сегодня плачевное состояние храма мешает оценить его архитектурную изысканность.

Церковь построена в романтическом стиле эпохи Павла I и напоминает североевропейские кирхи, например, Приоратский дворец в Гатчине. Однако это не стилизация, а творческое переосмысление, что свидетельствует о высоком мастерстве архитектора. Также, элементы классицизма – два небольших портика тосканского ордера – создают интересный визуальный эффект. Кроме того, форма окон напоминает стиль Палладио, которого Львов активно продвигал в России.

Во время обмеров мы обнаружили уникальную для Северо-Запада конструктивную особенность: сложная система поперечных цилиндрических сводов. Такое решение мог разработать только профессиональный архитектор. Эти архитектурные особенности нашли отражение в нашем эскизном проекте реставрации, созданном в 2012 году. К сожалению, реализовать его пока не удалось из-за недостатка средств, но мы надеемся, что храм святого Николая Чудотворца в Пельгоре обретет свой первоначальный облик. Ведь это наша история.

P.S. Примечательно, что оригинальный иконостас церкви сохранился и находится в храме при Санкт-Петербургской духовной академии. Храм также упоминается в одной из серий исторического документального мини-сериала «Следствие ведут архитекторы», в создании которого наша мастерская «Тектоника» приняла активное участие.

<< назад