Можно ли найти древнюю Русь в Петербурге?

Накануне Светлой Пасхи (а также учитывая запуск нашего нового проекта «Аппиа», посвященного созданию памятников) хотелось бы вспомнить о незаурядном петербуржце – Андрее Петровиче Аплаксине, последнем дореволюционном епархиальном архитекторе Северной столицы. Ведь «Тектоника» имеет прямое отношение к сохранению памяти об этом достойнейшем человеке: мы создали надгробие на его могиле.

Однако, чем же примечательно творчество Аплаксина? Этого зодчего можно назвать своеобразным и ярким петербургским «оппонентом» знаменитому коллеге – Алексею Викторовичу Щусеву работавшему в основном в Москве.

Ведь оба зодчих были, можно сказать, певцами неорусского стиля в архитектуре.

Можно лишь сожалеть, что далеко не все творения Аплаксина, созданные в Петербурге в начале ХХ века, сохранились до наших дней. Но зато то, что осталось, лучше всего говорит о его блестящем даровании творчески переосмысливать традиции древнерусского церковного зодчества.

Прежде всего, это относится к нехарактерному для невских берегов, но чрезвычайно уютному во всех смыслах храму св. Петра, митрополита Московского на Роменской улице. Моментально привлекает внимание и церковь св. Анны Кашинской на Большом Сампсониевском проспекте, в силуэте которой можно угадать псковско-новгородские мотивы.

Органичной и выразительной является и построенная по проекту Аплаксина в 1909 году часовня возле прекрасного Сампсониевского собора. А вот о крайне интересной архитектуре церкви Божией Матери Казанской (на углу улицы Подрезова и Малого проспекта ПС) сегодня можно судить только по уцелевшей арке с узкими стрельчатыми окнами и киотом для иконы: здание было после революции перестроено под жилой дом.

<< назад