Память и ар-деко

Андрей Петрович Аплаксин скончался в 1931 году и был погребен на Смоленском кладбище. И хотя могила сохранилась, но от надгробия остались лишь гранитные цоколь и парапет (находившиеся, к тому же, в аварином состоянии).

В 2011 году, с предложением воссоздать утраченное, к нам обратились представители прихода Казанского кафедрального собора. Почему именно они? Во-первых, Андрей Петрович Аплаксин был не только епархиальным зодчим, но и главным архитектором этого собора: т.е. следил за его состоянием и реставрационными работами. А во-вторых, в 2011 году храм отмечал 200-летие со дня своего освящения.

Для нас подобное предложение было высокой честью. Но и крайне сложным заданием, потому что никаких фотографий и чертежей надгробия не сохранилось. И нам нужно было создать, по сути, новое надгробие, которое сочеталось бы с уцелевшими фрагментами (их реставрацию тоже проводила «Тектоника») и одновременно соответствовало бы мемориальной архитектуре той поры: т.е. стилистике ар-деко – переходному этапу от авангарда к неоклассицизму.

В итоге мы предложили установить выполненную из мансуровского (серого) гранита высокую стелу с высеченным на ней шестиконечным крестом. Причем в нижней части памятника находится (тоже гранитная) тумба с диагональной поверхностью и надписью.

При этом мы разработали эскизы табличек с именами сына и родителей Аплаксина, погребенными здесь же: надгробие – как историческое, так и разработанное «Тектоникой» – является еще и семейным некрополем..

В 2013 году стела была установлена. И теперь здесь в дни рождения (10 июня) и кончины (21 декабря) зодчего служатся панихиды.

<< назад