Воссоздание интерьера храма святого апостола и евангелиста иоанна богослова в санкт-петербургской духовной академии и семинарии

Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 17, 2009—2011

Руководитель авторского коллектива и главный архитектор: Кирилл Яковлев

Архитекторы: Антон Фирсов, Семён Бурцев, Дмитрий Липовцев

Скульптор: Андрей Гордеев

Художественная мастерская «Образ»

Художники: Андрей Бурлаков (руководитель), Андрей Козлов, Станислав Николаев, Федор Олевский, Анна Лаевская, Артем Бобрик, Иван Александров, Игорь Васильянов, Александр Бурлаков

1. Эскиз

2. Проектная документация

3. Подрядные работы

• Роспись

• Мебель

• Скульптура

4. Авторский надзор

До описываемой реконструкции семинарский храм Св. Иоанна Богослова неоднократно менял свой облик на протяжении ХХ века. После закрытия церкви в 1918 г. ее отделка была полностью утрачена (здесь размещалась школа). В 1946 г. храм был вновь открыт в составе возрожденной Духовной Академии. Новый интерьер был сделан в 1955 году по проекту Специальных научно-производственных реставрационных мастерских: это была совершенно самостоятельная работа, не опиравшаяся на изображения XIX века. При этом взамен утраченного иконостаса в семинарский храм был перенесен иконостас рубежа XVIII-XIX вв. из закрытой Никольской церкви в селе Пельгора Тосненского района.

Дополнения в алтарной стенописи были сделаны на рубеже 1960-1970 годов.

Следующий вариант росписи храма был осуществлен в 2006-2008 гг. группой монументалистов под руководством московского иконописца А. Яблочкина в византийском стиле.

Наконец, нынешняя реконструкция семинарского храма была предпринята в 2009—2011 гг. по решению патриарха Кирилла с целью приблизить облик храма к варианту 1970-х годов. При этом новый проект не подразумевал буквальное воссоздание: отдельные фрагменты композиции были упрощены (живописные панно заменены орнаментальными, гризайльной технике), а фигуративные изображения стали более профессиональными и приближенными к академической стилистике. В цветовом отношении приходилось во многом опираться на воспоминания современников, поскольку фотографий прежнего семинарского храма сохранилось мало. Изначально было решено максимально высветлить колорит для визуального расширения помещения и придания ему большей легкости и нарядности.

Проект живописных работ включал масляную (фигуративную) и силикатно-темперную (альфрейную) роспись алтарной стены и конхи, стен и потолка молельного зала, а также написание четырех икон напротив алтаря.

Алтарная запрестольная композиция представляет собой Деисус с предстоящими, в число которых вошли новопрославленные святые ХХ века. В конхе – медальон с изображением Святого Духа, парящего в облаках, в центре ампирной орнаментальной композиции.

Плафон молельного зала разделен декоративными поясами на три главных и шесть боковых членений: в последних помещены изображения ветхозаветных пророков, в двух центральных – орнаментальные композиции, а в третьем, над алтарем, – Христос благословляющий.

Над алтарной конхой помещена роспись «Поклонение ангелов Кресту», напротив, на западной стене – композиция «Закон и Благодать», также с двумя фигурами ангелов. Все изображения были предварительно написаны на холсте, а затем наклеены на стены.

Главной задачей коллектива, который курировал председатель архитектурно-художественной комиссии Санкт-Петербургской епархии игумен Александр (Федоров), было достижение стилевого единства: помимо росписи стен и потолка по эскизам К. Яковлева и А. Бурлакова были сделаны киоты, аналои, пюпитры и витражные окна, характерные для интерьеров конца XIX века. В результате храм приобрел искомый «петербургский» облик – несколько холодный, строгий и торжественный.

развернуть >>

<< назад