Воссоздание интерьера храма смоленской иконы божией матери

Санкт-Петербург, Пулково, Петербургское шоссе, д.68, 2013—2015

Руководитель авторского коллектива и главный архитектор: Кирилл Яковлев

Архитекторы: Дарья Зайцева, Жанна Будникова, Татьяна Кислых, Дмитрий Липовцев, Алексей Шкотов

Художники: Павел Игнатьев, Леонид Красильников, Мария Карпова, Антон Павловский, Анатолий Мельников, Жеральдо Жилберто, Анна Снигур, Татьяна Деникина, Александр Цой, Дмитрий Липовцев, Татьяна Андреева, Марина Петровская-Константинова

Скульптор: Андрей Гордеев

Заказчик: «Благотворительный фонд возрождения христианской культуры»

Ген. подрядчик: «СМУ-837»

1. Эскиз

2. Рабочая документация

3. Подрядные работы

• Роспись

• Мебель

• Скульптура

• Иконопись

• Хоругви

4. Авторский надзор

Работа выполнена на основании исторической справки (автор К. В. Малиновский, 2009), архивных фотографий и рабочего проекта воссоздания Смоленской церкви Джакомо Кваренги, выполненного архитектурным бюро «Литейная часть — 91». Эскизный проект внутреннего убранства Смоленской церкви включает разработку интерьера храма, его цокольной части, хоругви и алтарной ниши восточного фасада.

Общее композиционное решение архитектурных объемов и гипсового убранства храма создано архитектурным бюро «Литейная часть — 91» на основе проекта Дж. Кваренги и архивных фотографий. Представляемый проект внутреннего убранства церкви включает детальную проработку утвари, оборудования и фурнитуры, а также общее колористическое решение, поскольку текстов и иллюстраций с информацией о цветовой гамме не сохранилось. При выполнении эскизов художники ориентировались на искусство рубежа XVIII—XIX вв. и вдохновлявшей его античности.

В интерьере молельного зала преобладает золотистый цвет, символизирующий нетварный божественный свет. На его фоне выделены белые тяги, карнизы и филенчатые рамы. Храм освещен верхним светом через большие полуциркульные окна, окрашенные под цвет «беленый дуб». Внутренние двери покрыты «французским лаком». Под гипсовым карнизом по периметру храма проходит орнаментальная полоса.

В алтаре, крестовом своде и своде над хорами доминирует голубой цвет, символизирующий небо. На поверхности крестового свода разработаны композиции с изображениями четырех Евангелистов.

Четырехъярусный иконостас, увенчанный золоченым распятием, воссоздан по архивным фотографиям XVIII в. Его эскиз был выполнен самим Кваренги и вырезан мастером Францем Брюлло (родственником знаменитых живописца и архитектора Брюлловых) в 1784 — 1785 годах. Цвет иконостаса белый с золочеными деталями.

Композицию восточной стены алтаря организует расположенное по центру иконографическое изображение «Воскресение Христово». Белые филенчатые рамы, тяги, карнизы выполнены по проекту Кваренги.

Отделка пола во всех богослужебных помещениях выполняется по проекту архитектурного бюро «Литейная часть — 91».

Роспись ризницы, как и трапезной, выполнена в стиле помпейской и раннехристианской катакомбной живописи.

На восточном фасаде, в нише алтарной апсиды, располагается Смоленская икона Божией Матери, покровительницы храма, выполненная в темперной технике.

развернуть >>

<< назад